тел. в СПб:+7 (921) 951 43 52
тел. в Пскове:+7 (921) 50 111 40
тел. в Феодосии:+7 (978) 819 21 26

Созависимость. Родственников человека, страдающего алкогольной зависимостью, очень часто мучает вопрос – а нельзя ли незаметно для самого пьющего что-то подсыпать или подлить в еду, чтобы он раз и навсегда потерял интерес к спиртному

13 февраля

Созависимость
-----------------------
Родственников человека, страдающего алкогольной зависимостью, очень часто мучает вопрос – а нельзя ли незаметно для самого пьющего что-то подсыпать или подлить в еду, чтобы он раз и навсегда потерял интерес к вкусу спиртного? Вообще-то, такие средства есть, но их использование запрещено УК РФ, так как у них водится один неприятный побочный эффект – вместе с интересом к алкоголю они забирают жизнь, поскольку являются ядами. А других столь же действенных препаратов медицина пока что не придумала.

К тому же, в любом случае их пришлось бы подсыпать-подливать каждый день, чтобы поддерживать нужный уровень лекарства в крови. Все дело в том, что алкоголизм, как заболевание, обладает одной очень неприятной особенностью – пока сам пациент не захочет избавиться от пристрастия к бутылке, ему никто не сможет помочь, даже самый квалифицированный врач.

Мало того, на фоне ежедневного стресса от пребывания рядом с сильно пьющим близким человеком, у его родственников развивается такое состояние, как созависимость (co–dependence).

Это слово и понятие для российского уха ново и непривычно. Действительно, в нашей стране оно появилось сравнительно недавно, хотя зарубежом, в основном в США, о созависимости говорят и пишут с 70-х годов прошлого столетия.

Если отвлечься от строгих определений, коротко суть феномена можно объяснить следующим образом: алкоголик зависит от алкоголя, а его близкие – от самого алкоголика. Чаще всего созависимостью страдают супруги и дети. Они стараются постоянно контролировать поведение пьющего, «посвящают свою жизнь его спасению», отдаваясь этой идее с фанатизмом и неистовством, без остатка. На самом деле, такое поведение только усугубляет ситуацию и ничуть не способствует формированию у алкоголика мотивации на лечение.

Созависимость отличается от обычной заботы и беспокойства за близких именно своим патологическим характером, иррациональностью и импульсивностью действий созависимых, снижением эмоционального фона (иногда это характеризуют как «эмоциональное отупение»), как и для алкоголика, для созависимых характерно отрицание наличия проблемы, самообман, заблуждения. В случае длительной созависимости могут формироваться и физические (точнее, психосоматические) заболевания.

Основное звено в созависимости, по мнению большинства зарубежных и отечественных специалистов – низкая самооценка. Источников ее может быть несколько – чаще всего она формируется у людей, у которых у самих были значительные проблемы в детстве (неблагополучная семья, алкоголизм одного или обоих родителей, физические и психологические травмы, полученные в школе и на улице). Часто источником насилия, которое способствует занижению самооценки, становится для своих близких и сам пьющий. В таком случае может формироваться так называемый «порочный круг», разорвать который без квалифицированной медицинской и психологической помощи извне практически нереально.

Если попытаться представить себе созависимость в виде графика, получится синусоида, то уходящая в отрицательные эмоции (запой, побои, скандалы), то поднимающаяся в положительные (трезвые промежутки, когда алкоголик пытается сгладить и как-то компенсировать физический и психологический ущерб, нанесенный своим близким).

Самое интересное, что созависимые могут устраивать себе сеансы отчаянной самокритики, но если критика придет извне, возможны всплески немотивированной раздражительности или даже агрессии. У них формируется также парадоксальная реакция на похвалу или комплименты – люди разучиваются адекватно их принимать, происходит только углубление вины.

Созависимые стремятся контролировать и расписывать поведение всех членов семьи, считая, что они лучше знают, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Как ни странно, такая модель поведения подталкивает пьющего вовсе не к мысли о лечении, наоборот, он чувствует и понимает, что практически всегда, в любой ситуации сможет тем или иным способом выпросить себе прощение. Набрав определенные положительные очки, алкоголик непременно сорвется и уведет в срыв своих созависимых близких. Продолжаться так может достаточно долго – в зависимости от состояния здоровья пьющего, а также запаса терпения и физического здоровья его родственников. Исходы также могут различаться, но все они имеют негативный оттенок.

Таким образом, любая болезнь патологической зависимости – будь то алкоголизм, наркомания или игромания – разрушают не только личность самого больного. Вся жизнь зависимого занята мыслями о спиртном, очереной «дозе» или игровых автоматах. Постепенно происходит зеркальное отражение болезни в родственниках, и жена, мать, подруга, сестра или брат начинают навязчиво пытаться поставить поведение больного под свой контроль, причем во всех сферах жизни.

Есть ли выход из этой ситуации? Есть. Он сложен и долог, потребуется помощь психотерапевта, причем в лечении будет задействована вся семья. Тем не менее, квалифицированный специалист в состоянии справиться с такой ситуацией. Помощь могут также оказать специализированные программы «Анонимных алкоголиков», направленные на работу именно с родственниками пьющих.

Однако проще не войти в подобную ситуацию, чем из нее выбираться, точно так же, как любую болезнь проще предотвратить, чем лечить. И, опять же, потребуется грамотная психотерапевтическая помощь. Если обратиться за ней на ранней стадии, есть возможность не только предотвратить катастрофу в семье, но и, под руководством врача, разработать правильную тактику поведения. Совместные усилия всех членов семьи могут создать в семье такую атмосферу, когда пьющему человеку действительно захочется избавиться от пагубной привычки.